Чт, 28 Мар 2024, 20:31 Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Поиск




НАШ БАННЕР
Главная » 2022 » Август » 26 » Газета "Советская Россия". Надеяться должны только на себя! И это называется импортозамещение?
06:25
Газета "Советская Россия". Надеяться должны только на себя! И это называется импортозамещение?

Мы долгие годы слышим призывы российских властей к импортозамещению как средству достижения экономической независимости и усиления устойчивости страны по отношению к колебаниям рынка и разного рода санкциям. Санкционная война коллективного Запада против России высветила очевидный факт: никакого импортозамещения в нашей стране не происходило. Более того, многочисленные программы импортозамещения, которые принимались в 2014 году (когда начались первые залпы санкционной войны) и которые были рассчитаны на срок до 2020 года, с треском провалены.

А как же чиновники отчитывались об исполнении порученного им? Способов много. Один из основных – лукавая подмена понятия «импортозамещение» на слово «локализация» (производства товара).

Изначальный смысл слова «импортозамещение» – замещение ввоза товара из-за границы его производством внутри страны. А вот «локализация» означает, что Россия должна быть местом производства лишь конечного продукта – автомобиля, телевизора, телефона и др. Смысловые различия терминов «импортозамещение» и «локализация» давно стерлись и в устной речи, и в казенных документах. В стоимости конечного продукта, продаваемого в России, 90 процентов может приходиться на сырье, детали и узлы иностранного производства, но при этом на нем красуется: Made in Russia. Вот вам и импортозамещение, и локализация «в одном флаконе». Так создается иллюзия восстановления экономического суверенитета России.

Конечно, такое лукавое «импортозамещение» нетрудно проводить в отношении товаров сравнительно несложных. У нас в России их выпуск называется «отверточными производствами». Яркий пример – заводы по сборке легковых автомобилей, которые стали возникать в России как грибы после дождя. Это: «Автотор» (Калининград), «Форд» (Всеволожск, Ленинградская область), Toyota (Санкт-Петербург), Volkswagen (Калуга), «GM Шушары» (Санкт-Петербург), «Соллерс-Елабуга» (Татарстан), «Nissan Россия» (Санкт-Петербург), Hyundai Rus (Санкт-Петербург), «ПСМА Рус» (Калужская область), Mazda Sollers (Владивосток), Mercedes (Москва), Haval (Тульская область).

Также сборочные заводы по выпуску грузовых автомобилей: «Тонар» (Московская область), «Ивеко-АМТ» (Челябинская область), Caterpillar (Ленинградская область), Volvo Trucks (Калуга), «ДАЙМЛЕР КАМАЗ» (Татарстан), MAN (Санкт-Петербург).

Понятно, что подобное «импортозамещение» действительно в долгосрочной перспективе ведет к снижению импорта готовых автомобилей, но при этом может значительно увеличивать импортные закупки сотен и даже тысяч отдельных деталей и узлов. Такое, прошу прощения, «импортозамещение» осуществляется в России в основном в отношении товаров потребительских.

Однако российской экономике нужны еще товары, которые сейчас принято называть инвестиционными. Это машины и оборудование для производства чего угодно: потребительских товаров, оказания услуг, производства новых машин и оборудования, оружия и военной техники. Это достаточно сложное производство. Намного сложнее, чем конвейерная сборка легковых автомобилей отверточным способом.

Кроме того, часто иностранные конкуренты России не заинтересованы в том, чтобы в нашей стране развивалось производство инвестиционных товаров, даже отверточным способом. Конечно, отдельные исключения имеются, но я говорю о тенденции.

А теперь давайте посмотрим на статистику импорта России за последние полтора десятилетия.

Структура импорта товаров Российской Федерацией по основным группам* (%)

 

Потребительские товары

Инвестиционные товары

Промежуточные товары

2006

46,2

17,0

36,8

2010

40,7

19,5

39,8

2014

37,8

24,5

37,7

2016

38,7

26,7

34,6

2019

33,8

24,4

41,8

2020

32,8

25,3

41,9

Группировки товаров (потребительские, инвестиционные, промежуточные) сформированы на основе Гармонизированной системы (ГС), Международной стандартной торговой классификации (МСТК) и Международной классификации товаров по широким экономическим категориям (МКТШЭК).

Источник: Росстат

Приведенная статистика (к сожалению, последние данные лишь на 2020 год) в полной мере подтверждает мои умозаключения. Доля потребительских товаров в российском импорте за период 2006–2020 гг. сократилась в полтора раза – с 46,2 до 32,8%. На что и ссылаются российские чиновники, рапортуя президенту об успехах «импортозамещения».

А вот доля инвестиционных товаров, наоборот, увеличилась примерно в полтора раза – с 17,0 до 25,3%. И об этой тенденции чиновники предпочитают не говорить. Значительная зависимость России от импорта иностранного оборудования не может не вызывать опасений. Так, зависимость нашей промышленности от станков иностранного производства в 2015 г. составляла 92%, в 2020 г. – 68%. Прогресс есть, но проблема остается острой: если в 1990 г. в РСФСР было выпущено 80 тыс. станков, то в 2020 г. – только 8 тыс.

Даже, казалось, в такой далеко не самой наукоемкой отрасли российской экономики, как производство стройматериалов, зависимость от иностранного оборудования критическая. По оценке производителей, из 26 видов производства стройматериалов 11 видов на 100% зависят от импортного оборудования. Среди материалов, которые полностью производятся на иностранном оборудовании, – кирпич, плитка и керамогранит, сантехническая керамика, саморезы, герметики, газобетон и другие. Кроме того, на 90% зависят от импортного оборудования производители строительной химии, на 80% – сухих смесей, на 70% – минеральной изоляции. Для производства остальных стройматериалов также более или менее необходимо импортное оборудование, преимущественно европейское и американское. 

А самой главной товарной группой импорта стали промежуточные товары, доля которых выросла с 36,8 до 41,9%. Можно предположить, что резкое сокращение поставок товаров в Россию в результате начавшейся санкционной войны не могло не затронуть группу промежуточных товаров. Если судить по импорту Российской Федерации за 2021 год, то 51,4% всех импортных поставок были из стран, относящихся к группе недружественных (на момент оценки в эту группу входило 48 стран; сейчас их больше – 53, соответственно, и доля выше).

Большое количество так называемого «локализованного» производства в России уже затронута санкционными ограничениями и запретами на поставку промежуточных товаров в нашу страну. Согласно данным Росстата, в январе–апреле текущего года объем производства машин в нашей стране снизился на 47,4% по сравнению с показателями за аналогичный период 2021 года. В апреле российские автозаводы собрали 19,9 тыс. автомобилей, что на 85,4% ниже прошлогодних показателей и на 51,3% меньше, чем в марте 2022 года. Некоторые автосборочные предприятия России вообще остановились. Другие продолжали работать, используя имеющиеся запасы комплектующих. Российский автопром судорожно ищет способы восстановления нарушенных логистических цепочек. К сожалению, преимущественно за счет переключения на зарубежных поставщиков из стран, не относящихся к разряду недружественных. Примерно в таком же сложном положении оказалось отечественное производство электроники, подсевшее на импортные микрочипы и процессоры.

Очень не хочется наступить на те же грабли, на которые мы наступили, подменив настоящее импортозамещение так называемой локализацией производства и наращиванием промежуточного импорта. Даже если этот импорт идет из стран, относящихся сегодня к разряду «дружественных». Посмотрите на последний список недружественных государств, составляемых правительством. Число таких стран уже перевалило за полсотни. И в нем много стран, которые мы вчера считали своими друзьями. Надеяться мы должны только на себя. А импорт так называемых промежуточных товаров следует заместить поставками с российских предприятий.

Нынешние санкции затронули импорт инвестиционных товаров. А значительная часть этой группы товаров поступала в Россию именно из стран, входящих в список недружественных.

В отношении инвестиционных товаров настоящее импортозамещение является наиболее актуальной, хотя и наиболее сложной задачей. Подобная задача стояла и перед СССР в 1930-е годы, когда наша страна проводила индустриализацию. И Советский Союз эту задачу успешно решил. В кратчайшие сроки было создано станкостроение, транспортное машиностроение, налажено производство оборудования для обрабатывающей и добывающей промышленности, строительства, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства. Вот так.

Просмотров: 245 | Добавил: POSTMAN | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Календарь
«  Август 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей
Ссылки

Официальный сайт КПРФ


Сайт газеты Правда



Рейтинг@Mail.ruRambler's Top100
Copyright MyCorp © 2024