24 ноября на пленарном заседании Парламента КБР прошло первое чтение республиканского бюджета на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов. Его представила министр финансов КБР Елена Лисун.
Руководитель фракции КПРФ в Парламенте КБР Борис Паштов выступил на заседании Парламента с развернутым комментарием по рассматриваемому документу:
-Уважаемые коллеги!
Свое выступление хотел бы начать с того, что члены нашей фракции достаточно хорошо осознают сложность переживаемого нашей страной исторического момента и тех условий, в которых мы с вами рассматриваем главный финансовый документ нашей республики на следующий и последующие два года.
Мы неоднократно отмечали, что финансовый план – это не просто набор цифр. Это ожившая картина завтрашнего дня нашей республики. Обсуждая бюджет на следующий год, мы говорим о том, сколько новых домов и дорог будет построено, сколько квартир получат дети-сироты, сколько предприятий, домов культуры будет построено, сколько новых рабочих мест создано, как станет лучше жизнь наших земляков.
Вот что мы хотим видеть в новом бюджете!
Говоря же о рассматриваемом бюджете, с сожалением приходиться констатировать, что это не бюджет развития. Мало того, после нескольких лет бюджета стагнации мы переходим к рассмотрению бюджета дефицита.
В связи с предельно напряженным бюджетом мы сегодня не будем уходить в анализ его отдельных разделов, это будет осуществляться в рамках деятельности профильных комитетов. Мы ограничимся несколькими общими замечаниями.
В частности, предполагается, что при инфляции 5,5%, произойдет рост ВРП республики на 106%, с 242 млрд руб. в 22 году до почти 270 млрд. руб. в 23 году. При этом возникает вопрос: Президент Владимир Путин на Восточно-экономическом форуме говорил об инфляции по итогам года в районе 12%, Центральный Банк России и Минэк России ориентируются на инфляцию в диапазоне 12-14%, тогда где потерялись как минимум еще 6%, чтобы выйти на нулевой баланс к инфляции?
И это при том, что по доходам следующего года в размере 52 242 млн руб. произойдет уменьшение на 6 млрд руб. против 58 268,1 млн руб. в 22 году. Соответственно снизятся и собственные доходы бюджета.
Хотя если говорить в целом о следующем годе, почти все ведущие экономисты страны (кроме конъюнктурщиков, кто утверждает, что инфляция в первом квартале 23 года вернется к 4%) солидарны с тем, что год будет одним из самых сложных.
Следующий вопрос возникает в связи с тем, что в последующие два года проект бюджета предлагает последовательное снижение доходной части бюджета. В 24 году до 50 241,9 млн руб. и в 25 году до 42 138,8 млн руб.
Говоря иначе, в 25 году мы потеряем в доходах к 22 году более 16 млрд руб.
При этом снижение доходной части бюджета предлагается одновременно с выходом на профицит по итогам рассматриваемых лет - 104,3 млн руб. и 1068,2 млн руб. соответственно. Возникает вопрос: за счет каких источников сформируется профицит при растущих расходах и высокой инфляции? Бюджет и так, как я говорил выше, уже на пределе.
Кроме того, напомню: в следующем году планируется довести внутренний долг до 10 709,4 млн руб. при годовом дефиците 3 679,6 млн руб.
Из наиболее значимых вопросов следует выделить продолжающееся падение доходов населения начиная с 14 года в среднем на 2,5% ежегодно. Думаю, что с учетом инфляции не станет исключением и следующий год, несмотря на озвученное увеличение бюджетникам зарплат на 10%.
Достаточно напомнить, что со следующего года вырастет коммуналка в среднем на 9%, причем рост ценника произойдет дважды за год. И понятно, что этот рост затронет не только всех граждан, но и потащит вверх ценники сопутствующих товаров. Плюс повысятся акцизы на табачные изделия на 20% и появятся акцизы на сладкую воду – 7%, и, думаю, что не для кого не секрет, что все эти повышения будут оплачивать граждане из своих карманов.
И это при том, что в структуре распределения населения по величине среднедушевых денежных доходов, к примеру, в 20-м году составили 74% людей с денежными доходами до 27 тысяч руб. против 2,4% людей с доходами свыше 60 тысяч руб.
Обобщая сказанное, еще раз хочется повторить, что проблемы с благосостоянием граждан с каждым годом усугубляются, и решение их пока остается за рамками предложенного бюджета.
Вот почему мы обращаемся с предложением к правительству республики сосредоточить все усилия на решение вышеназванных проблем, поиске внутренних резервов для развития налогооблагаемой базы.
В свою очередь мы поддерживаем правительство и всегда готовы вернуться к рассмотрению бюджетных вопросов, повышающих благосостояние и социальное самочувствие наших граждан.
Спасибо за внимание! |