Чт, 25 Апр 2024, 22:21 Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Поиск




НАШ БАННЕР
Главная » 2015 » Февраль » 13 » Газета "Правда": На разных полюсах. Разрыв в доходах между большинством россиян и верхушкой управленцев достиг астрономических размеров
10:38
Газета "Правда": На разных полюсах. Разрыв в доходах между большинством россиян и верхушкой управленцев достиг астрономических размеров

В конце прошлого года правительство России приняло постановление, обязывающее топ-менеджеров госкомпаний (ОАО «РЖД», «Роснефти», «Газпрома» и других) раскрывать сведения о своих доходах на сайтах организаций, а также предоставлять эти данные общероссийским СМИ. Список организаций, руководители которых (а также их заместители и главные бухгалтеры) должны отчитываться о доходах, был утверждён в декабре 2014 года. В этот список входят 62 компании. Среди них — «Росавтодор», «Росатом», «Аэрофлот», «Интер РАО ЕЭС», «Ростелеком», «Шереметьево», «Роснано», «Роснефтегаз», «Российские сети», «Системный оператор», «Русгидро», «Совкомфлот», Сбербанк, ВТБ и другие.

 

«Западный уровень» — для кого?

Однако некоторые главы корпораций (заметим, государственных или с преобладающим участием государства) отказались это сделать. Например, глава «Роснефти» Игорь Сечин, которого Forbes назвал самым высокооплачиваемым руководителем российской компании, сказал, что, возможно, согласится на публикацию данных о своих доходах в лучшем случае в конце 2015 года. Ещё более резко выразился о целесообразности выполнения правительственного постановления глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин. Он категорически отказался сообщать о своих доходах: «Моя позиция — это неправомерное вмешательство в мою личную жизнь. Мы давно уже не строим социализм и не проповедуем уравниловку, поэтому в нашем обществе подобная демонстрация ничего не даёт. В большинстве стран никто, кроме публичных политиков, к которым я не отношусь, не публикует данные о своих доходах. Спрашивать про зарплату у коллеги или соседа считается неприличным». В конце разгневанной филиппики Владимир Якунин пообещал даже покинуть свой пост и уйти в частный бизнес. Также отказались публиковать информацию о доходах своих топ-менеджеров такие компании, как «Газпром», «РусГидро», РАО «ЕЭС» и «Аэрофлот».

С чем связана подобная «скромность»? Может быть, топ-менеджменту банально стыдно получать такую огромную зарплату? Её размеры недавно огласил депутат Госдумы Валерий Рашкин (фракция КПРФ). Он заявил с думской трибуны о том, что зарплата главы «Роснефти» Игоря Сечина составляет 4,5 млн. рублей в день, главы «Газпрома» Алексея Миллера — 2,2 млн. рублей в день, главы ОАО «РЖД» Владимира Якунина — 1,3 млн. рублей в день.

Стыдно или не стыдно получать такие деньги в нищей России? Президент Владимир Путин считает, что нормально. Во время ежегодной пресс-конференции он, отвечая на вопрос журналистки Екатерины Винокуровой о зарплате Сечина, сказал: «Зарплату Сечина не знаю. Но знаю, что сотрудники крупных наших компаний, конечно, получают очень солидные деньги. Но мы должны смотреть на их уровни заработной платы не по сравнению со средним заработком в стране даже, хотя должны иметь это в виду, но всегда смотреть, как их коллеги в таких же корпорациях в мире получают». Итак, по мнению президента, главное — сколько получают западные коллеги Сечина, Миллера и Якунина. Возможно, в этом утверждении и была бы логика, если бы наши рядовые работники получали столько же, сколько рабочие и служащие в Штатах, Германии и во Франции. Тогда бы и топ-менеджерам не стыдно было бы ориентироваться на западный уровень. Но вот какая зарплата была в Америке в 2014 году в пересчёте на российские рубли (ещё до неимоверного роста доллара в ноябре—декабре): врач — 250 тыс. рублей, учитель — 125 тыс. рублей, полицейский — 100 тыс. рублей, пожарный — 50 тыс. рублей., уборщик, грузчик, мойщик посуды — 40 тыс. рублей. И это при том, что цены на продукты в Нью-Йорке (опять же ещё до роста курса доллара) были ниже, чем в Москве. А в России в каком-нибудь посёлке цены на продукты и вовсе «зашкаливают»: есть один-единственный магазин, который является монополистом и задирает цены, как вздумается.

 

«Где деньги, Зин?»

Тема зарплаты волнует не только журналистку Винокурову. Вот одно из писем, которые россияне адресуют руководству страны в расчёте… Не понимаю, на что.

«Я проживаю в г. Южа Ивановской области. У меня высшее образование. Чтобы устроиться на хорошую работу с хорошей зарплатой в нашем маленьком городе, нужно либо семь пядей во лбу, либо очень хорошие знакомства. А что касается остального общества? Зарплата средняя и самая распространённая по городу от МРОТ до 8 тысяч рублей и не больше. Чтобы иметь возможность заработать больше, нужно всецело забыть про дом, семью, детей и т.д. Если рассматривать вакансии в сетевых магазинах, таких, как «Магнит», «Кенгуру», то там, поверьте, всё так же: зарплату обещают большую, а на руки получают всё меньше и меньше. Постоянно беспричинно вычитают недостачи. Мужчины нашего города работают все в Москве вахтами, месяцами не видя родных. Многие женщины и девушки так же. Я вот только за однокомнатную квартиру плачу 4 тысячи, живу одна, мама умерла, папа давно с другой семьёй. Уезжать из города не хочу. Хочу жить и работать здесь. Вопрос: как? Про то, как рожать и растить детей, вообще страшно думать. Пожалуйста, обратите внимание на зарплату в маленьких городах и на жизнь в целом. Агапова Мария, ноябрь 2014 г.»

Сколько таких городков насчитывается в нашей стране? 16% населения проживает в малых городах, ещё одна треть населения России — в посёлках и деревнях. Всего — 69 млн. человек. 16 млн. человек живут на доход ниже прожиточного минимума. И все они выживают, как Маша Агапова из города Южи. Все форумы в Интернете заполнены воплями жителей из малых городов и сёл России.

Елена Кузнецова: «Я работаю одна, муж алименты не платит, трое детей. Зарплата — 10—11 тысяч, из них 5—6 проедаем. Двое младших ходят в детский сад за полную стоимость. Не знаю, как мы живём? Огорода нет, картошку и другие овощи покупаем. Ещё два кредита — холодильник и телевизор, а как без них?»

Ирина Вакулова: «У меня родственники живут в провинции — небольшой посёлок городского типа. Зарплата у женщин — 6—8 тысяч, реально бывает и меньше, у мужчин — 10—15. Если повезёт в госструктуре работать — 20, но это редко. В основном семья с детьми живёт на 20 тысяч. Живут с родителями, никуда не ездят: у моей родственницы нет ни одного знакомого, который был за границей или хотя бы на самолёте летал. Её муж никогда даже в кинотеатре не был, потому что не приучены на ерунду деньги тратить».

Татьяна Кайсина: «Огород выручает. У некоторых скотина. Костюм за 500 рублей в радость, главное, что новый. Айфонов и прочей нехристи нет. Самогон свой. Отдых летом на огороде или на речке. Продажа ягод осенью — черника, брусника, клюква. Самая распространённая в посёлке зарплата — 8 тысяч (диспетчер такси, бухгалтер, медсестра, продавец, делопроизводитель, менеджер по работе с клиентами). Учителя получают в среднем 10. Уборщица — 5».

Евгения Донская: «Я живу в промышленном городке, но наши предприятия зарегистрированы в Москве, поэтому денежки текут туда. Я нахожусь в декрете, пособие 4100, но скоро его не будет. У мужа зарплата 20 тысяч. За вычетом квартплаты, ипотеки и трат на детей (без питания) остаётся 7 тысяч на еду: по 233 рубля на день. Это очень мало, поверьте. Мясо едим редко, только курица, и то по праздникам. Про одежду вообще молчу. А скоро пособия не будет, и останется на питание 3 тысячи на месяц».

Ирина Сапрыкина: «Как живём? Полгода на зимние сапоги копим, год на пуховик за 7 тысяч. По уши в кредитах. У нас в городе средняя зарплата у женщин 7 тысяч — и это считается очень хорошей зарплатой».

Гюзель Аюпова: «Не живём, а существуем от зарплаты до зарплаты. И зарплату нам, простым людям, платят только для поддержания штанов, чтобы они с нас не спадали. Рабочие люди в обеденное время в столовую не ходят (дорого), едят картошку и лапшу «Ролтон». Поездка на море остаётся только мечтой, я к своим 40 годам на нём ни разу не была. Живём, как в военное время — в состоянии наивысшей мобилизации сил. Так и проходит жизнь, на пенсии вспомнить будет нечего».

 

Мягкое приземление для избранных

Ещё одно обстоятельство, усугубляющее расслоение общества, — это «золотые парашюты», выплачиваемые топ-менеджменту при увольнении. Началось это в 2007 году, когда глава холдинга РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс перед реорганизацией компании утвердил паразитическую практику — программу такого рода «парашютов» для руководителей оптовых и территориальных генерирующих компаний. На следующий год глава «Мосэнерго» Анатолий Копсов получил при отставке 35 млн. рублей. Чуть позже сложил свои полномочия гендиректор ОГК-5 Анатолий Бушин, получив 30 млн. рублей, а уволенный гендиректор ТГК-2 Андрей Вагнер «приземлился» с «золотым парашютом» в 33 млн. рублей. Чем дальше, тем больше росли аппетиты у «парашютистов». В 2011 году президент компании «Уралкалий» Денис Морозов (эту должность он занимал всего полгода) получил при увольнении 220 млн. рублей, а вице-президент компании Кузьма Марчук — 80 млн. рублей.

В 2012 году совет директоров «Норильского никеля» принял досрочную отставку гендиректора Владимира Стржалковского с рекордными отступными в 100 млн. долларов. Его превзошёл президент «Ростелекома» Александр Провотворов. В марте 2013 года совет директоров этой компании такую же досрочную отставку своего руководителя «подсластил» ему годовой премией в размере 30 млн. рублей и «золотым парашютом» в 200 млн. рублей. На Западе подобное расточительство по отношению к управленцам высшего звена считается дурным тоном. В России же выплаты топ-менеджерам на 70% больше, чем в Европе и Америке.

В 2014 году президент Владимир Путин подписал закон, согласно которому при расторжении трудового договора компенсация увольняемому не может превышать его трёхмесячного заработка. Согласятся ли на это госкомпании, госкорпорации, государственные фонды, ГУПы и МУПы, время покажет. Скорее всего, найдут лазейку, чтобы обойти этот закон и получать астрономические суммы. Что касается частных компаний, то им президент настоятельно советовал уменьшить размер «парашютов». Но это всего лишь благое пожелание. Иногда и сами правительственные решения, направленные на уменьшение разрыва в доходах граждан, грешат половинчатостью. В начале 2015 года кабмин утвердил новые условия оплаты труда глав федеральных государственных унитарных предприятий. В правительственном постановлении сказано, что зарплата руководства не может превышать среднюю зарплату работников более чем в 8 раз. При этом в документе отмечалось, что для руководителей могут устанавливаться стимулирующие выплаты. Вот и снова приплыли к тому берегу, от которого отчалили.

Бедными могут быть не только люди, но и города. Департамент социологии Финансового университета при правительстве России определил десятку самых бедных городов. Это Тольятти, Астрахань, Пенза, Волгоград, Саратов, Ростов-на-Дону, Липецк, Барнаул, Набережные Челны, Воронеж. Население там живёт беднее, чем в других российских городах. А в целом разрыв между доходами 10% самых богатых граждан России и 10% самых бедных, по официальным данным, составляет более 15 раз, что гораздо больше, чем в Европе и США. Но совершенно ясно, что даже эти данные — чистое лукавство.

Ольга Кондратьева

 

Просмотров: 1106 | Добавил: POSTMAN | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Календарь
«  Февраль 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728
Архив записей
Ссылки

Официальный сайт КПРФ


Сайт газеты Правда



Рейтинг@Mail.ruRambler's Top100
Copyright MyCorp © 2024